Что делать, если подчиненный не слушается?
Мотивация персонала
Давно прошли те времена, когда сотрудники боялись увольнения и готовы были выполнять любые распоряжения начальства с подобострастной улыбкой на лице. Современного служащего увольнением не напугать, не страшны ему и пресловутые «вызовы на ковер»: если что не так – уйдет, хлопнув дверью. Ищи потом специалиста, который его заменит!
Все это, конечно, усложняет задачу руководителя. Как, например, поступить, если подчиненный не желает исполнять распоряжения начальства? Уволить? Лишить премии? Но будут ли данные методы эффективными? Как же поступить в данном случае?
Прежде чем что-либо предпринять, необходимо разобраться с причинами подобного поведения. Довольно часто выясняется, что подчиненный просто-напросто не понял, что от него требуется.
Отдавая приказы, учитывайте следующие факторы:
• Знаком ли сотрудник с используемой вами терминологией.
• Соответствует ли формулировка приказа его уровню интеллекта и образования.
• Насколько четок и логичен приказ, и нет ли в нем двусмысленности.
• Достаточно ли внимателен был сотрудник во время разговора.
Но, к сожалению, нередки случаи, когда игнорируются приказы по другой причине. Например, подчиненный несогласен с его содержанием или его оскорбил сам тон, которым данный приказ был отдан. Постарайтесь проанализировать свое поведение и выяснить, в чем была ваша ошибка.
Существует несколько правил формулировки приказов, позволяющих в дальнейшем избежать подобных ситуаций и наладить работу в коллективе. Прежде всего, учитывайте характер того, кому приказ адресуется: например, обращаясь к амбициозному, уверенному в себе сотруднику, можно выразить легкое сомнение в его способности выполнить данное распоряжение (но только без применения оскорбительных слов и выражений!). Это заставит его действовать более решительно, чтобы только доказать начальнику, что он ошибался.
А вот на мягкого, нерешительного человека подобный приказ произведет прямо противоположное действие, начисто парализовав его волю и желание вообще что-либо делать: здесь лучше сказать что-нибудь типа: «Я уверен, лучше вас с этим никто не справится».
Старайтесь не начинать приказы словами «Я хочу…»: они обычно воспринимаются как некая прихоть шефа и вызывают негативную реакцию. Придумайте другую формулировку. И помните, что охотнее всего выполняются те распоряжения, в которых сотрудник видит выгоду для себя лично.
Постарайтесь запомнить, как зовут каждого из ваших сотрудников. Обращение «Эй, ты, как тебя там…» – это почти полная гарантия того, что распоряжение выполняться не будет, или выполнится «на троечку». Если хотите, чтобы дело было сделано добросовестно, обратитесь к человеку по имени-отчеству: это сразу настроит его позитивно по отношению к вам.
Никогда не совмещайте приказы с критикой, не говорите фраз типа: «Сделай, но только не так, как вчера!». Хотите, чтобы приказ был выполнен хорошо – позаботьтесь о том, чтобы он вызывал только положительные эмоции, а для критики найдите другое время!
Все это, конечно, усложняет задачу руководителя. Как, например, поступить, если подчиненный не желает исполнять распоряжения начальства? Уволить? Лишить премии? Но будут ли данные методы эффективными? Как же поступить в данном случае?
Прежде чем что-либо предпринять, необходимо разобраться с причинами подобного поведения. Довольно часто выясняется, что подчиненный просто-напросто не понял, что от него требуется.
Отдавая приказы, учитывайте следующие факторы:
• Знаком ли сотрудник с используемой вами терминологией.
• Соответствует ли формулировка приказа его уровню интеллекта и образования.
• Насколько четок и логичен приказ, и нет ли в нем двусмысленности.
• Достаточно ли внимателен был сотрудник во время разговора.
Но, к сожалению, нередки случаи, когда игнорируются приказы по другой причине. Например, подчиненный несогласен с его содержанием или его оскорбил сам тон, которым данный приказ был отдан. Постарайтесь проанализировать свое поведение и выяснить, в чем была ваша ошибка.
Существует несколько правил формулировки приказов, позволяющих в дальнейшем избежать подобных ситуаций и наладить работу в коллективе. Прежде всего, учитывайте характер того, кому приказ адресуется: например, обращаясь к амбициозному, уверенному в себе сотруднику, можно выразить легкое сомнение в его способности выполнить данное распоряжение (но только без применения оскорбительных слов и выражений!). Это заставит его действовать более решительно, чтобы только доказать начальнику, что он ошибался.
А вот на мягкого, нерешительного человека подобный приказ произведет прямо противоположное действие, начисто парализовав его волю и желание вообще что-либо делать: здесь лучше сказать что-нибудь типа: «Я уверен, лучше вас с этим никто не справится».
Старайтесь не начинать приказы словами «Я хочу…»: они обычно воспринимаются как некая прихоть шефа и вызывают негативную реакцию. Придумайте другую формулировку. И помните, что охотнее всего выполняются те распоряжения, в которых сотрудник видит выгоду для себя лично.
Постарайтесь запомнить, как зовут каждого из ваших сотрудников. Обращение «Эй, ты, как тебя там…» – это почти полная гарантия того, что распоряжение выполняться не будет, или выполнится «на троечку». Если хотите, чтобы дело было сделано добросовестно, обратитесь к человеку по имени-отчеству: это сразу настроит его позитивно по отношению к вам.
Никогда не совмещайте приказы с критикой, не говорите фраз типа: «Сделай, но только не так, как вчера!». Хотите, чтобы приказ был выполнен хорошо – позаботьтесь о том, чтобы он вызывал только положительные эмоции, а для критики найдите другое время!
Плоткина Е.В.
Топ из этой категории