О чувстве зависти
Психология
Из всех негативных чувств, мучительнее всего человеком переживается зависть. Если даже в ненависти человек может признаться, то в зависти признаваться не принято ни под каким предлогом.
И переживается такое "непризнаваемое" чувство, как правило, в глубине души, уже отрицаемое, скрытое от принятия и понимания.
Зависть - это самые страшные обвинения, кричащие в голове голосами твоих родителей: "Ты ни на что не способен! Ты самый ужасный ребенок! Другие - лучше тебя. Ты - никто".
Сердце для зависти открывается словом "НИКОГДА". Внутренний голос нашептывает тебе: "Тебе никогда не достичь таких высот..., эта женщина никогда не будет твоей..., у тебя никогда не получится так…" Это - как потеря надежды на достижение успеха, ощущение принижения, потеря чувства социального равенства, потеря части себя, искажение картины Мира. Это безусловно дефицитарное переживание, требующее душевного восполнения.
Ларошфуко заметил, что зачастую мы гордимся даже самыми низменными из своих страстей, но "зависть столь постыдна, что мы никогда не посмеем признаться в ней".
Зависть исследована более всего в двух психоаналитических теориях, Первая теория - теория Фрейда, в которой говорится о том, что девочка становится женщиной посредством превращения зависти к пенису в желание родить ребенка. Другая - теория Мелани Кляйн ("Зависть и благодарность"): зависть как непосредственное производное деструктивных импульсов, влечение к смерти, зависть подтачивает благодарность по отношению к хорошему объекту и приводит к неразборчивой порче и разрушению объектов в мире.
Лакан подчеркивает, что зависть - это грех смотрения на чужое самодостаточное изобилие, на наслаждение другого - в тот момент, когда первый удовлетворяет себя чувством зависти.
Гельмут Шок, социолог из Майнца, считает, что зависть «более универсальна, чем принято полагать», и, для того чтобы определить ее наличие, зачастую требуется «демаскировка», призванная разоблачить искусно замаскированную зависть. Чистый акт зависти можно описать таким образом: чем более интенсивно и пристально внимание завистника к другому человеку, тем больше он замыкается в жалости к самому себе. А личностная зрелость, которая позволяет человеку победить в себе зависть, как представляется, достигается не везде и не всегда.
Ф. Хайдера считает, что человек может завидовать из-за вещи, принадлежащей другому, хотя прежде он сам никогда не испытывал потребности в ней и даже не думал о ней — то есть, можно желать чего-то только потому, что оно есть у другого.
Петер Куттер ("Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей") отмечает, что зависть - это страсть, поскольку она обуславливает ревностное стремление к тому, что причиняет страдания и тем самым приводит к несчастью. Он рассказывал про одного своего пациента, который был изможден от зависти. Зависть разлагала и отравляла его физически. Он ощущал, как по его жилам разливается яд и представлял себе, что тело его "разлагается, превращаясь в желтый бульон с острыми бритвами".
▪️попытаться превратить зависть в здоровую конкуренцию. Найти силы для воодушевления клиента, надежды, что все возможно;
▪️прояснить клиенту, что именно "так, как у другого, - да, к сожалению, не будет" - и помочь оплакать потерю. И дать необходимое утешение, которое не смогла дать в свое время мама. И поисследовать - "а оно вам надо?", снижая значимость недостижимой цели;
▪️подчеркнуть личностную уникальность клиента - найти ведущие черты личности, признать несовершенства и найти сильные стороны, и затем, скорректировать цели клиента согласно его возможностям;
▪️найти в далеком детстве клиента ту ситуацию, в которой, возможно, было слишком много условий для любви родителей. Тяжкая ноша для ребенка - стараться соответствовать ожиданиям, чтобы получить любовь. И можно помочь клиенту подарить эту любовь тому внутреннему ребенку, разрешив не достигать требуемых высот.
И переживается такое "непризнаваемое" чувство, как правило, в глубине души, уже отрицаемое, скрытое от принятия и понимания.
Зависть - это самые страшные обвинения, кричащие в голове голосами твоих родителей: "Ты ни на что не способен! Ты самый ужасный ребенок! Другие - лучше тебя. Ты - никто".
Сердце для зависти открывается словом "НИКОГДА". Внутренний голос нашептывает тебе: "Тебе никогда не достичь таких высот..., эта женщина никогда не будет твоей..., у тебя никогда не получится так…" Это - как потеря надежды на достижение успеха, ощущение принижения, потеря чувства социального равенства, потеря части себя, искажение картины Мира. Это безусловно дефицитарное переживание, требующее душевного восполнения.
Ларошфуко заметил, что зачастую мы гордимся даже самыми низменными из своих страстей, но "зависть столь постыдна, что мы никогда не посмеем признаться в ней".
Зависть исследована более всего в двух психоаналитических теориях, Первая теория - теория Фрейда, в которой говорится о том, что девочка становится женщиной посредством превращения зависти к пенису в желание родить ребенка. Другая - теория Мелани Кляйн ("Зависть и благодарность"): зависть как непосредственное производное деструктивных импульсов, влечение к смерти, зависть подтачивает благодарность по отношению к хорошему объекту и приводит к неразборчивой порче и разрушению объектов в мире.
Лакан подчеркивает, что зависть - это грех смотрения на чужое самодостаточное изобилие, на наслаждение другого - в тот момент, когда первый удовлетворяет себя чувством зависти.
Гельмут Шок, социолог из Майнца, считает, что зависть «более универсальна, чем принято полагать», и, для того чтобы определить ее наличие, зачастую требуется «демаскировка», призванная разоблачить искусно замаскированную зависть. Чистый акт зависти можно описать таким образом: чем более интенсивно и пристально внимание завистника к другому человеку, тем больше он замыкается в жалости к самому себе. А личностная зрелость, которая позволяет человеку победить в себе зависть, как представляется, достигается не везде и не всегда.
Ф. Хайдера считает, что человек может завидовать из-за вещи, принадлежащей другому, хотя прежде он сам никогда не испытывал потребности в ней и даже не думал о ней — то есть, можно желать чего-то только потому, что оно есть у другого.
Петер Куттер ("Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей") отмечает, что зависть - это страсть, поскольку она обуславливает ревностное стремление к тому, что причиняет страдания и тем самым приводит к несчастью. Он рассказывал про одного своего пациента, который был изможден от зависти. Зависть разлагала и отравляла его физически. Он ощущал, как по его жилам разливается яд и представлял себе, что тело его "разлагается, превращаясь в желтый бульон с острыми бритвами".
Как побороть чувство зависти ?
▪️попытаться превратить зависть в здоровую конкуренцию. Найти силы для воодушевления клиента, надежды, что все возможно;
▪️прояснить клиенту, что именно "так, как у другого, - да, к сожалению, не будет" - и помочь оплакать потерю. И дать необходимое утешение, которое не смогла дать в свое время мама. И поисследовать - "а оно вам надо?", снижая значимость недостижимой цели;
▪️подчеркнуть личностную уникальность клиента - найти ведущие черты личности, признать несовершенства и найти сильные стороны, и затем, скорректировать цели клиента согласно его возможностям;
▪️найти в далеком детстве клиента ту ситуацию, в которой, возможно, было слишком много условий для любви родителей. Тяжкая ноша для ребенка - стараться соответствовать ожиданиям, чтобы получить любовь. И можно помочь клиенту подарить эту любовь тому внутреннему ребенку, разрешив не достигать требуемых высот.
Топ из этой категории