» » Омар Хайям

Омар Хайям

Персидский поэт 11-12 веков Омар Хайям был, что менее о нем известно, еще и математиком и астрономом. Наверное, неправильным было бы назвать его успешным человеком. Но вот назвать его великим можно смело. Тем не менее, успеха он добился и сегодня Омар Хайям один из самых известных философов. Астрономическая обсерватория в Исфахане была построена под руководством Омара Хайяма, а правитель Малик-шах предложил ему заниматься там астрономическими наблюдениями. Почти два десятка лет ученый-поэт был руководителем обсерватории, лучшей для своего времени, благодаря наблюдениям составил астрономические таблицы, которое повсеместно использовались на Востоке в Средние века.

Омар Хайям

Другая его заслуга – создание календаря. В то время земляки Хайяма пользовались одновременно двумя системами, но обе были очень неудобны. Солнечный календарь зороастрийцев имел 365 дней в году, а вот «остатки» суток корректировались через 120 лет, когда «набегал» уже месяц. Мусульманский лунный календарь вообще не соответствовал ведению сельхозработ, год там составлял 355 дней. По итогам пятилетних наблюдений в обсерватории Хайям с астрономами-помощниками создали другую систему, этот календарь был гораздо точнее.

В то время астрономия была неразрывна с астрологией. Омар Хайям состоял в султанскаой свите Малик-шаха как придворный астролог. Кстати, он очень славился в качестве прорицателя – составлял прогнозы, определял влияние небесных тел на события земной жизни и судьбы людей.

Те же упоминавшиеся уже астрономические таблицы содержали не только названия звезд и сведения об их положении, величине, месте в созвездиях, но и описывали характеры и качества людей, которые родились под данными звездами, рассказывали о воздействии на человеческую жизнь того или иного небесного тела.

Величайшее сочинение Омара Хайяма, посвященное астрономии и астрологии - «Ноуруз-намэ». Там тоже астрономическая реальность тесно переплетена с астрологическими положениями. Например, Хайям пишет, что по приказу Всевышнего Солнце, чтобы польза от его лучей была повсеместной, выплыло из головы Овена. Тогда появилось разделение тьмы и света, дня и ночи. Это и есть начало существования мира. На то же самое место Солнце вернулось спустя 1461 год (это на самом деле соответствует научному положению о движении Солнца). По мнению Хайяма, есть созвездия упадка и созвездия возвышения, соответственно, при прохождении планет через такие созвездия благоприятное влияние на жизнь людей становится слабее либо сильнее.

Вообще же книга «Ноуруз-намэ» интересна с многих точек зрения. Чтобы подтвердить ту или иную мысль, автор постоянно приводит поучительные притчи, истории, рассказы, легенды, даже медицинские советы и анекдоты. По словам Хайяма, которыми он начинает свой трактат, он создает его для раскрытия «истины Ноуруза». То есть чтобы было понятно, в какой день установлен праздник Ноуруз, как его нужно отмечать в соответствии с традициями и обычаями. Такое знание и следование всем требованиям позволят правителям успешно руководить народом, а в мире будет равновесие и благоденствие.

При создании этой книги мудрый Хайям руководствовался определенными мотивами. После смерти султана Малик-шаха судьба Исфаханской обсерватории оказалась под угрозой, и ученому нужно было каким-то образом склонить новых правителей к продолжению начатого султаном дела и возобновлению астрономических наблюдений в обсерватории. Для этого они и использовал при написании трактата как знания по астрономии, так и астрологические положения, психологические приемы и весь спектр средств и жанров как художник слова. Так литература и астрономия соединились в одно целое.