Психология отличников
Мотивация
Считается, что наиболее гармоничное личностное развитие свойственно хорошо успевающим детям, которых педагоги часто называют хорошистами. Они учатся на четыре, и пять, при этом пятерок может быть много, но отличниками они не становятся. С психологической точки знания здесь главное то, что они не приобретают статус отличников, который нужно постоянно поддерживать и отстаивать; их уровень притязаний очень высок, но допускается наличие некоторых недостатков в учебной работе и соответствующих, не максимально высоких оценок.
Личностное развитие детей с посредственной успеваемостью, троечников, не признается социально желательным. И им не хватает активности и целеустремленности, их уровней притязаний в учебной деятельности невысок. Из этого, разумеется, не следует, что троечники не могут достигать успехов и самоутверждаться в других, не учебных видах деятельности в школьные годы и строить серьезные планы на будущее, предвосхищая жизненный успех позже, за пределами школы. Но в этот период их позиция расценивается как неучастие, невмешательство, отсутствие интереса к происходящему.
Единственной характерной для них особенностью, как было установлено психологами, является самая низкая по сравнению с другими учениками тревожность. Они не переживают по поводу учебы, поскольку, с одной стороны, не претендуют на признание своих способностей и заслуг, высокие оценки, а с другой – знают, что свои тройки всегда получат и большие неприятности им не грозят.
Рассмотрим для начала те проблемы и особенности, которые могут возникнуть при высокой успеваемости. Первое, что следует отметить, - отличник может быть гордостью школы и родителей, но совсем не обязательно гармоничной и нравственной личностью.
У отличников может возникнуть повышенная самооценка, очень высокий уровень притязаний и престижная мотивация – то, что называют звездной болезнью. Чаще всего это симптомокомплекс развивается под влиянием семейных установок, и ребенок приходит в школу, уже имея такую мотивацию и самосознание.
Если ребенок пришел в школу с высокой самооценкой и престижной мотивацией – стремлением выделится, быть первым, лучше всех остальных, - если он при этом хорошо подготовлен, много знает и умеет, учитель может подкрепить наметившиеся тенденции. В школе обычно значимость одного успеха повышается на фоне неудач другого. Учителя обычно захватывают способных и старательных отличников и противопоставляют их классу. Призывы посмотреть, как замечательно они что-то написали в тетрадях, прочувствовать, как прекрасно они ответили на вопрос, рано или поздно приводит к обратному эффекту. Одноклассники не будут пытаться следовать слишком высокому, недоступному для них образцу, а уровень притязаний и чувство собственной исключительности отличника возрастет, увеличивая и без того немалую дистанцию между ним и другими детьми. Такие дети тревожны. Так что лучше скорее не заставлять ребенка быть лучшим, а помогать ему и заинтересовывать его.
Топ из этой категории